АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 160»
Образовательный проект
"Школьный музей боевой славы – многофункциональный центр патриотического воспитания»
Описание проекта
Разработчик проекта: Кузнецов Роман Владимирович, учитель истории и обществознания школы №160 Ленинского района г. Нижнего Новгорода,
Дата старта проекта: 01.09.2018
Цель проекта:
Воспитать патриота, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.
Задачи проекта:
• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;
• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.
Пояснительная записка
Вопросы патриотического воспитания молодежи и роль школы в наше время находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы и российской семьи по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания.
В основу разработки проекта положены следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422).
- Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
- Указ Президента Российской Федерации «О реализации Государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599
- «Концепция развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2017 года № 1726-р
Обоснование актуальности и востребованности проекта
«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость деятельности музея вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Работа музея призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. За годы поисковой работы собран огромный материал. Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на гражданско-патриотическое воспитание личности школьника. Поэтому было принято решение систематизировать все материалы и создать музей боевой славы. Предварительно нами были посещены музеи школ города, краеведческий музей. Были согласованы вопросы, касающиеся выделения помещения под музей, его хозяйственное содержание и приобретение оборудования. Нами были оформлены стенды, подготовлены тематические экспозиции, обучены экскурсоводы, и только после этого торжественно был открыт школьный музей боевой славы.
Основные направления деятельности
- Поисковая, научно-исследовательская работа:
- сбор материалов о земляках - участниках Великой Отечественной войны, истории трудового подвига жителей города Горького в годы Великой Отечественной войны.
- Организация Вахты Памяти в Поныровском р-не Курской области с 29.10.2018 по 8.11.2018.
- Работа с музейным фондом
- формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны;
-Экскурсионно-просветительская работа
- проведение экскурсий в школьном музее, уроков мужества, уроков истории и др.
- Развитие сетевого взаимодействия
- связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями: Советом ветеранов, Военным комиссариатом, архивом, музеями других образовательных учреждений и др.
- Организационная работа
- обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея;
- оформление экспозиций школьного музея, работа с активом музея, досуговая деятельность
Основные методы работы, технологии реализации проекта
Для реализации проекта используются следующие методы работы по патриотическому воспитанию:
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;
- Экскурсии по музейным выставкам;
- Музейные уроки;
- Уроки Мужества;
- Экскурсионная деятельность;
- Уроки истории;
- Шефство над ветеранами войны и труда;
- Диспуты, круглые столы;
- Оформление тематических выставок.
Сроки реализации проекта
№ |
Название этапа и сроки |
Содержание |
Ответственные |
1 |
«С чего начнем?» сентябрь 2018 - май 2019 |
Сбор материала, экспонатов Оформление помещения Подготовка стендов, экспозиций Обучение экскурсоводов Открытие музея Проведение экскурсий Участие в муниципальном смотре – конкурсе школьных музеев |
Кузнецов Р.В., Лебедев М.Е., Котельникова О.Н., Морозов В.Н. |
2 |
"Память" май 2019 - май 2020 |
Проведение экскурсий Встреча с ветеранами Видео интервью с тружениками тыла Мониторинг, помогающий отслеживать значимость школьного музея Участие в муниципальном смотре – конкурсе школьных музеев Проведение уроков мужества |
Кузнецов Р.В. Лебедев М.Е., Котельникова О.Н., Классные руководители, школьный совет старшеклассников «Тигр». Кружок «Я - патриот» |
3 |
"Памяти верны" с мая 2020 по … |
Участие в муниципальном смотре – конкурсе школьных музеев Научно-исследовательская деятельность Проведение экскурсий Организация уроков мужества и истории |
Кузнецов Р.В. Лебедев М.Е., Котельникова О.Н., Классные руководители, школьный совет старшеклассников «Тигр» Кружок «Я - патриот» |
Кадровое обеспечение проекта
Для реализации данного проекта необходимо участие заинтересованных лиц:
- Директор школы;
- Учителя истории и краеведения;
- Классные руководители
- Библиотекарь школы;
- кружок «Я - патриот» 15 человек – учащиеся школы;
- Участники школьного совета старшеклассников «Тигр»
Ожидаемые результаты
- у учащихся сформируется представление о героическом прошлом России, Нижегородской земли, основанные на традициях патриотизма, любви к Отечеству;
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;
- увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах.
Перспективность
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1. Расширять экспозиции;
2. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ района для обмена опытом;
3. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями;
4. Изготовление стендов