menu

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 160»

Образовательный проект

"Школьный музей боевой славы – многофункциональный центр патриотического воспитания»

Описание проекта

Разработчик проекта: Кузнецов Роман Владимирович, учитель истории и обществознания школы №160 Ленинского района г. Нижнего Новгорода,

Дата старта проекта: 01.09.2018

Цель проекта:

Воспитать патриота, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Задачи проекта:

• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;

• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.

Пояснительная записка

Вопросы патриотического воспитания молодежи и роль школы в наше время находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы и российской семьи по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания.

В основу разработки проекта положены следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ
  2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).
  3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422).
  4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
  5. Указ Президента Российской Федерации «О реализации Государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599
  6. «Концепция развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2017 года № 1726-р

Обоснование актуальности и востребованности проекта

«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость деятельности музея вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Работа музея призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. За годы поисковой работы собран огромный материал. Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на гражданско-патриотическое воспитание личности школьника. Поэтому было принято решение систематизировать все материалы и создать музей боевой славы. Предварительно нами были посещены музеи школ города, краеведческий музей. Были согласованы вопросы, касающиеся выделения помещения под музей, его хозяйственное содержание и приобретение оборудования. Нами были оформлены стенды, подготовлены тематические экспозиции, обучены экскурсоводы, и только после этого торжественно был открыт школьный музей боевой славы.

Основные направления деятельности

- Поисковая, научно-исследовательская работа:

  • сбор материалов о земляках - участниках Великой Отечественной войны, истории трудового подвига жителей города Горького в годы Великой Отечественной войны.
  • Организация Вахты Памяти в Поныровском р-не Курской области с 29.10.2018 по 8.11.2018.

- Работа с музейным фондом

  • формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны;

 

-Экскурсионно-просветительская работа

  • проведение экскурсий в школьном музее, уроков мужества, уроков истории и др.

- Развитие сетевого взаимодействия

  • связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями: Советом ветеранов, Военным комиссариатом, архивом, музеями других образовательных учреждений и др.

 

- Организационная работа

  • обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея;
  • оформление экспозиций школьного музея, работа с активом музея, досуговая деятельность

Основные методы работы, технологии реализации проекта

Для реализации проекта используются следующие методы работы по патриотическому воспитанию:

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;
  • Экскурсии по музейным выставкам;
  • Музейные уроки;
  • Уроки Мужества;
  • Экскурсионная деятельность;
  • Уроки истории;
  • Шефство над ветеранами войны и труда;
  • Диспуты, круглые столы;
  • Оформление тематических выставок.

Сроки реализации проекта

Название этапа и сроки

Содержание

Ответственные

1

«С чего начнем?» сентябрь 2018 - май 2019

Сбор материала, экспонатов

Оформление помещения

Подготовка стендов, экспозиций

Обучение экскурсоводов

Открытие музея

Проведение экскурсий

Участие в муниципальном смотре – конкурсе школьных музеев

Кузнецов Р.В.,

Лебедев М.Е., Котельникова О.Н.,

Морозов В.Н.

2

"Память" май 2019 - май 2020

Проведение экскурсий

Встреча с ветеранами

Видео интервью с тружениками тыла

Мониторинг, помогающий отслеживать значимость школьного музея

Участие в муниципальном смотре – конкурсе школьных музеев

Проведение уроков мужества

Кузнецов Р.В.

Лебедев М.Е., Котельникова О.Н.,

Классные руководители, школьный совет старшеклассников «Тигр».

Кружок «Я - патриот»

3

"Памяти верны" с мая 2020 по …

Участие в муниципальном смотре – конкурсе школьных музеев

Научно-исследовательская деятельность

Проведение экскурсий

Организация уроков мужества и истории

Кузнецов Р.В.

Лебедев М.Е., Котельникова О.Н.,

Классные руководители, школьный совет старшеклассников «Тигр»

Кружок «Я - патриот»

Кадровое обеспечение проекта

Для реализации данного проекта необходимо участие заинтересованных лиц:

- Директор школы;

- Учителя истории и краеведения;

- Классные руководители

- Библиотекарь школы;

- кружок «Я - патриот» 15 человек – учащиеся школы;

- Участники школьного совета старшеклассников «Тигр»

Ожидаемые результаты

- у учащихся сформируется представление о героическом прошлом России, Нижегородской земли, основанные на традициях патриотизма, любви к Отечеству;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;

- увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах.

Перспективность

В дальнейшей работе школьного музея планируется:

1. Расширять экспозиции;

2. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ района для обмена опытом;

3. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями;

4. Изготовление стендов